Роль Черной Луны в становлении психологии: наука одиночества

Черная Луна представляет собой фактор, отношение к которому в современной астрологии достаточно противоречиво. 
Несмотря на то, что она рассматривается в качестве пары по отношению к другой фиктивной точке — Белой Луне (в основе их "объединения" выступает астрономический принцип: Черная Луна — это апогей лунной орбиты, а Белая Луна — ее перигей), именно Черная Луна часто становится объектом некоторой мистификации. 
Она может быть вызвана тем, что влияние, исходящее от Черной Луны, достаточно очевидно, но при этом выходит за пределы целостного восприятия и понимания, необходимых для интерпретации ее роли в гороскопах.

Некоторые факты из истории астрологии неопровержимо указывают на то, что Черной Луной пользовались издавна — еще халдейские астрологи утверждали, что существует вторая, невидимая Луна, гипотетическая планета, отражающая оккультное влияние ночного светила, и приписывали Черной Луне вполне реальное воздействие на мировые события. 
Позже, в период Средневековья, удается отследить применение Черной Луны (на вполне "равноправных" условиях с планетами септенера) в тех областях астрологии, которые занимаются выбором момента времени начинания для его успеха или возможности влиять на изменение хода текущих событий (в современной терминологии это называется элективной астрологией). 




И весьма важен тот факт, что с акцентом на Черную Луну осуществлялись попытки вмешаться в ход глобальных исторических процессов (например, определяя дату крестового похода или санкционируя папской буллой учреждение того или иного монашеского ордена); этого достаточно, чтобы предположить ее необыкновенную силу, далеко превосходящую возможности просто фиктивной точки.

Не располагая достаточным материалом, чтобы судить о том, какую конкретно роль отводили Черной Луне астрологи Средневековья, мы попытались отследить ее влияние на таком примере, в котором — на фоне особого "духа времени" — смыкаются мунданная и натальная астрология: это выделение в самостоятельную науку психологии. 

Формально оно случилось в 1879 году, когда немецкий философ и физиолог Вильгельм Вундт основал в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, впоследствии преобразованную в институт. Источник astrojurnal.ru
Достаточно проследить за движением Черной Луны по Зодиаку с начала и до конца 1879 года (в данном случае имеется в виду календарный год), чтобы убедиться в неслучайности этого крупного события в истории науки и его сильнейшей связи с поведением Черной Луны.

В современной астрологии психология и весь комплекс проблем, связанных с ней, курируются двумя высшими планетами: Нептуном и Плутоном, причем Черная Луна считается фактором, проявляющим некоторые плутонианские энергии. 
Заметим: 
если Черная Луна выводит на поверхность глубинные энергии Плутона, а сам он напрямую связан с психологией, значит, в какой-то мере она изначально также должна соотноситься с проблемами психологии. 

Однако, отдавая приоритет Нептуну и Плутону, нельзя исключить из рассмотрения и Уран, который связан с нервной системой и высшей нервной деятельностью, — поскольку последняя служила особым объектом интереса только что возникшей экспериментальной психологии. 

Так вот, в 1879 году обе планеты "душевного" здоровья — Нептун и Плутон — находились в Тельце, знаке здоровья телесного, и на протяжении этого года сделали последовательные соединения с Черной Луной. 
Сначала, совершив ингрессию из Овна в Тельца, она достигла соединения с Нептуном, в течение нескольких месяцев прошла расстояние между ним и Плутоном, а затем сделала соединение с Плутоном, — выполнив известную в астрологии роль переносчика света. 
Таким образом, 1879 год начался на сходящемся соединении Нептуна и Черной Луны, а закончился на расходящемся соединении Плутона и Черной Луны;
причем, пока эти высшие планеты оставались в знаке Тельца, Черная Луна совершила две ингрессии — из Овна в Телец, а из Тельца — в Близнецы, отметив своим присутствием все знаки первого зодиакального квадранта, квадранта идей и индивидуальной инициативы. 

Немаловажно и поведение Урана, к началу 1879 года только что совершившего ингрессию в Деву.
Нельзя не отметить, что так же, как энергии Нептуна и Плутона оказались связанными друг с другом благодаря Черной Луне, энергиями Урана "занималась" Белая Луна; 
в начале 1879 года она находилась во Льве и, покинув его, сделала соединение с Ураном в самом начале Девы, а затем вышла из Девы в Весы. 
Следовательно, именно Белая Луна, перешедшая в верхнюю полусферу, "социализировала" проблему экспериментальной психологии, прочно опираясь на "идейную" роль, выполненную Черной Луной. 

Фактически, совместно они сыграли роль часовых стрелок зодиакального циферблата, задержавшись на отметках высших планет. 
Но, как будет показано впоследствии, для того чтобы союз Черной и Белой Лун был плодотворным, необходим совершенно определенный фон планетарных констелляций, — который и сложился в 1879 году. 
Это должно быть рассмотрено отдельно и с некоторыми предварительными пояснениями.

Очевидно, что любая назревшая проблема получает реальный выход тогда и только тогда, когда это допускает время. 
Поэтому по той роли, которую сыграли Черная и Белая Луны в обретении психологией статуса самостоятельной науки, априорно представляется, что это некие неизученные временные факторы, принципиально отличающиеся от того, что понимается под ними в настоящее время. 
Однако процесс становления науки настолько сложен, что для объективного суждения необходим анализ всех значительных астрологических событий, случившихся в это время. 

Разделим их на две части:

1. Астрологические события, которые могли бы привести к решению судьбы психологии как науки, случившиеся на протяжении 1879 года и не связанные с "человеческим" фактором. 
Их два:
— во-первых, ингрессия Юпитера в Рыбы, которая произошла 25 марта, вблизи дня весеннего равноденствия. Она важна с точки зрения взаимодействия Юпитера, обусловливающего систему социальных ценностей и соотносимого с философией (из которой и выделилась психология), и Нептуна посредством диспозиции;
— во-вторых, оппозиция между Юпитером и Ураном, имевшая в течение года три точки точного касания (в силу периодов ретроградности каждой из них): 29 марта, 16 сентября и 31 декабря.

2. "Человеческий" фактор — люди, благодаря работам и усилиям которых выделение психологии из философии стало реальным событием.
Это, прежде всего, сам Вильгельм Вундт, опиравшийся на работы немецких ученых Густава Фехнера, Эрнста Вебера, Германа Гельмгольца и английского ученого Чарльза Дарвина, а также Уильям Джемс, Герберт Спенсер, Стэнли Холл, Фрэнсис Гальтон, Джон Уотсон, Герман Эбингауз, Георг Мюллер, Франц Брентано и Карл Штумпф, внесшие свой вклад в дело становления психологии и положившие начало ее отдельным направлениям, которых на начальном этапе было два: структурная психология и функционализм (данные приведены в соответствии с описанием этапа становления психологии в "Истории современной психологии" Д. и С. Щульц).

Конечно, исследуя тот или иной процесс, инициируемый вполне конкретными людьми в ограниченном временном интервале, можно построить карты, которые, как представляется, его отражают, и попытаться выявить из них саму тенденцию. 
Но это малоэффективный, чисто эмпирический путь, который все равно не позволит увидеть внутренней логики события и дать в руки последующим исследователям метод, заслуживающий внимания. 
В чем же выход? 
Думается, он состоит в исследовании мифологической стороны данного вопроса, которое — при противопоставлении эмпирическому методу — на первый взгляд выглядит как метод теоретический. Но это совершенно не так; ведь содержанием мифа выступают символы, а символы являются тем инструментом, который соединяет два мира: материальный и тонкий, причинный. 
Именно потому они действенны и в анализе конкретного события.

В свое время Александр Волгин писал, что мифология — это свод знаний, который скрывает под своим покровом все символы и все законы астрологии. Думается, что в их числе находится и тайна Черной Луны. 
Когда и где она возникла впервые? 
В библейской легенде. 
Это предшественница Евы, первая жена Адама — Лилит, имя которой тождественно названию шумерского демона ночи. 
Именно поэтому происхождение и образ самой Лилит выступают как демонические, таинственные; более того, согласно сюжету Писания вскоре она исчезла, превратившись в земной прах, — а вместо нее появилась Ева.

"Раздвоившись" из одной легенды, в современной астрологии Лилит так и рассматривается в двух видах:
— как символ вредоносного влияния невидимой и особенно — убывающей Луны накануне и в момент новолуния, то есть в период приближения Луны к соединению с Солнцем и образования точного соединения (фаза Гекаты). 
Впрочем, есть мнение, что и во время расходящегося соединения с Солнцем Луна сохраняет свое опасное влияние, хотя оно значительно слабее;
— как синоним фиктивной точки — Черной Луны. 
Не будем останавливаться только на одной, распространенной ныне версии о ее взаимодополнении с Белой Луной; дело в том, что в некоторых источниках (например, "Астрологическом словаре" Катрин Обье) указывается, что Черная Луна представляет собой второй фокус лунной орбиты, необходимый, чтобы эта орбита имела форму эллипса. 
Поскольку в качестве первого фокуса выступает Земля (и помня, что библейская Лилит обратилась в земной прах), мы можем предположить, что энергетика Черной Луны в силу этих обстоятельств имеет природу, сходную с земной.

Таким образом, к настоящему моменту прослеживается связь трех астральных факторов: Луны, находящейся вблизи соединения с Солнцем (Гекаты), Черной Луны — некой особой точки с мощной энергетикой, обеспечивающей совместно с Землей эллипсоидную форму лунной орбиты (Лилит), и самой Земли. Источник astrojurnal.ru
Но все ли мы учли из числа факторов, важных для последующего анализа? 
Думается, что нет. 

Попытаемся поподробнее исследовать единый мифологический образ Лилит-Гекаты, тем более, что Геката древних греков была тождественна Лилит древних иудеев.

В "Большом энциклопедическом словаре" (том "Мифология") под редакцией Евгения Мелетинского говорится, что Геката — дочь титанидов Перса и Астерии. Это богиня мрака, колдовства и ночных видений; от Зевса она получила власть над землей и водой одновременно, а Уран одарил ее великой силой и сделал "неодолимой".
В то же время Геката — лунная богиня, подобно Диане (Артемиде) она — охотница, сопровождаемая сворой собак, с пылающим факелом в руке и змеями в волосах, но место охоты Гекаты — могилы и другие места, граничащие с преисподней, что сближает ее с Плутоном. 

Римляне называли ее "богиней трех дорог", что напрямую соотносится с тремя аспектами времени — прошлым, настоящим и будущим; 
изображение Гекаты часто находилось на перекрестке дорог и здесь ей приносились жертвы. 
Одновременно Геката близка образу Персефоны (в астрологии — Прозерпины), как властительнице подземного мира наряду с Плутоном. 
Заметим: 
сам Плутон редко покидает подземелье, а Геката и Прозерпина делают это систематически, внося тайны невидимого мира в земную жизнь и нарушая привычный ход вещей.




Важен еще один астрологический аспект мифа о сотворении человека, проливающий свет на природу его психики. 
По всей вероятности, Адам появляется где-то вблизи точного новолуния — Лилит быстро исчезла, уступив место Еве;
видимая убывающая Луна исчезла, а вместо нее появилась Луна видимая, но уже растущая. 
Таким образом, Лилит существовала еще до сотворения Адама. 
Что это значит? 
Если в момент восхода Солнца — появления Адама — его положение совпадает с Асцендентом астрологической карты, Луна-Лилит находилась над горизонтом, в 12 Доме карты солнечного восхождения, и, как воплощение подсознания, оказалась в верхней полусфере, в ущербном для себя положении.
Фактически, это дневная Луна, искажающая реальность, вступившая в конфликт с Солнцем. 
И, напротив, Ева — Луна ночная, находящаяся под горизонтом, отражающая свет Солнца, олицетворяет подсознание в его "корректном" виде.

Таким образом, двойственность человека обусловливается единым сознанием (Солнце) и "раздвоенным" подсознанием (Луна как Лилит и Ева):
— с одной стороны, оно может нести в себе созидательное начало и позитивно взаимодействовать с сознанием (Луна в ипостаси Евы);
— с другой стороны, оно может нести в себе разрушительное начало и ввергать человеческое сознание в некие запредельные состояния с ощущением фатальности, рока — то, что принято называть "помрачением рассудка" и другие формы измененного сознания (Луна в ипостаси Лилит).

Итак, Лилит, первая жена Адама, — убывающая Луна, которая вскоре стала невидимой; это означает, что в момент сотворения человека ночное светило отстояло от Солнца на 12—15 градусов. 
Таким образом, мир был сотворен на убывающей Луне, и потому при рассмотрении временного аспекта — в первую очередь в мировой истории — влияние Гекаты априорно представляется достаточно сильным. 
Поэтому мунданная астрология (обязанная своим названием именно Луне) должна рассматривать Гекату как один из важнейших факторов влияния на общественные события.
Влияние убывающей Луны, по мнению большинства астрологов (сошлемся, например, на исследования того же Волгина), ощущается с 20-25 градусов до ее соединения с Солнцем (то есть времени наступления точного новолуния). 

Что же касается подхода к анализу Черной Луны, то будем исходить из ее цикла обращения, равного 9 годам, и соответствующего ему аспекта нонагона (40 градусов). 
Поскольку, как уже говорилось, астрологическая традиция дополняет Черную Луну второй фиктивной точкой, Белой Луной (Селеной) с периодом обращения 7 лет, обратим внимание на соответствующий ему аспект 51,4 градуса — так называемый септиль, мало используемый в современной астрологии. 
Однако 51,4 года — среднее время нахождения в одном зодиакальном знаке Прозерпины, полный период обращения которой по зодиаку составляет более 600 лет.

Николас Кэмпион, один из авторов "Мировой астрологии", прямо указывает на то, что септиль и другие аспекты этой группы отражают некое высшее видение проблемы, за которыми стоит фатальность. 

Процитируем, например, то, что говорится им о бисептиле:
"Потенциально чрезвычайно творческая точка в любом цикле, когда индивидуальное или коллективное ощущение вдохновения носится в обществе".

Поэтому не исключено, что Белая Луна и аспекты группы септилей дополняют характеристики Гекаты и как астрологический фактор Белая Луна отражает ее благотворное действие (в мифологии Геката далеко не всегда наносит вред).

Впрочем, тот же вопрос можно рассматривать и несколько по-другому. 
В то время, как Черная Луна является вторым фокусом орбиты Луны, Белая Луна не играет такой же значительной роли; следовательно, "парой" к Черной Луне выступает сама Земля. 
Отсюда роль Черной Луны неизмеримо выше, чем Белой, и напрямую связана с физическими законами. Источник astrojurnal.ru
Автономное рассмотрение Черной Луны имеет значение, но рассмотрение Белой Луны имеет смысл только как оценка возможности благотворного действия Черной Луны, Гекаты-Лилит.

То, что Луна вращается вокруг Земли, а не вокруг Солнца, приближает Черную Луну к земной тематике, но одновременно заставляет нести в себе неземное видение проблемы (например, тягу к самоутверждению такой силы, которая далека от земной реальности), — ведь она является наиболее удаленной точкой, апогеем лунной орбиты. 
Поэтому, как нам представляется, в качестве факторов усиления роли Черной Луны в гороскопах следует выделить следующие:
— сильное взаимодействие Черной и Белой Лун через мажорный или кармический аспект (в том числе группы септилей);
— стадия Гекаты в солнечно-лунном цикле;
— выделенность Луны и Венеры, поскольку обе женские планеты в древней мифологии часто олицетворялись единым божеством (например, египетская Исида, которая изображалась беременной и со змеиным хвостом — атрибутом Венеры-Люцифера и одновременно признаком Гекаты). 
Возможно, интересен и выделенный Нептун, как "высшая октава" обеих женских планет;
— выделенность Плутона (как хозяина преисподней, места обитания Гекаты), знака Скорпиона и, возможно, Урана, экзальтирующего в Скорпионе;
— небезынтересна выделенность Прозерпины, но это выходит за пределы настоящей работы.


Вернемся в 1879 год, когда, сделавшись экспериментальной, психология стала считаться самостоятельной наукой, и на основе знания мифологической стороны вопроса рассмотрим те астрологические события, которые сопутствовали этому процессу — или даже определяли его.
Отметим, что в первый день этого календарного года Черная Луна находилась в соединении с Луной и точном тригоне к Белой Луне. 
Что же касается первого дня астрологического 1879 года, то в карте, построенной на вхождение Солнца в 0-ой градус Овна, Солнце и Луна как раз находятся в сходящемся соединении, в стадии Гекаты; ночное светило отстоит от дневного на 21 градус. 
Черная Луна (сохраняя тригон к Белой Луне) находится в соединении с Венерой, образуя одну из вершин динамического треугольника (две другие — Марс в соединении с Восходящим Лунным Узлом в Водолее во 2 Доме и Уран в соединении с Белой Луной в Деве). 
При этом Луна в Рыбах также приобретает выделенное положение через конфигурацию творческих аспектов, связывающих ее с Меркурием и Марсом, и оппозицию к Урану и Белой Луне.
Следовательно, можно считать, что в 1879 году Черная Луна обладала особой реализационной силой.

Итак, предположение, которое мы высказали на основе мифа о потере Адамом Лилит и находке Евы, — двух ипостасях подсознания, которые символизируют две стадии Луны — убывающую и растущую, обрело новые подробности. 
В частности, Луна, приближающаяся к соединению с Солнцем и начинающая отдаляться от него, предопределяет особую взаимосвязь светил, имеющую свои характеристики. 
Это положение Луны многократно усиливает действие Черной Луны, а сама Черная Луна, которая, как представляется, именно на новолунии приобретает особую реализационную силу (причем достаточно опасную для отдельного индивидуума в житейском смысле), — это астрологический инструмент, который невозможно исключить из анализа в силу его совершенно явственной уникальности. 

В большинстве гороскопов психологов, имена которых остались вписанными в историю этой науки как ее основателей, Черная Луна находится в соединении или делает другой сильный аспект с Сатурном или
Нептуном — планетами одиночества, или с управителем 12 Дома индивидуального гороскопа. 
При этом нередко одиночество становится вынужденным в силу психологических или даже физиологических проблем владельца гороскопа (вспомним хотя бы известное признание отца психоанализа Зигмунда Фрейда: "Своим главным пациентом был я сам"), что обеспечивает необходимые условия для занятия наукой — человек сознательно или подсознательно ищет (или создает себе) причину оказаться в изоляции от социума. 

Становится очевидным, что, когда "дух времени" стимулирует развитие какой-либо науки, он намеренно выводит некоторых людей из-под диктата социума. 
Отсюда мы сформулировали правило: 
"Одиночество как массовая проблема отдельных индивидуумов возникает тогда, когда время хочет приковать внимание к одной из актуальных проблем общественного развития".

Подытожим свое исследование. 
Какова же роль Черной Луны в становлении психологии?
Черная Луна поддерживала интерес к проблемам этой науки на уровне интересов множества самых разных талантливых людей, делая их объектом собственных экспериментов. 
Отсюда вытекают две интересные гипотезы, которые делают Черную Луну фактором, в проявлении которого смыкаются натальная и мунданная астрологии:
1. Черная Луна пробуждает психические силы Земли как целостного живого существа и организует их в соответствии с потребностями, определяемыми "духом времени". Вероятно, это одна из форм проявления принципа синхронии, сформулированного Карлом Густавом Юнгом.
2. Черная Луна обладает мощной реализационной силой и проявляет на земном плане те проблемы, на решение которых нацелена внутренняя психическая энергия людей, резонирующих с "духом времени" и работающих под его влиянием.

Таким образом, Черная Луна увязывает глобальные процессы, действующие в коллективном бессознательном, с подсознательными процессами конкретных людей, формируя процесс их целенаправленного вовлечения в определенный вид деятельности. 
Поэтому она представляет огромный интерес как в натальной, так и в мунданной астрологии, и должна рассматриваться как фактор, способный проявить в геоцентрической астрологической системе энергии самой Земли, — "обделенной" другими формами участия в астрологическом взаимодействии планет солнечной системы.

Автор Елена Константинова
"Роль Черной Луны в становлении психологии: наука одиночества" (фрагмент)

ГОРОСКОПЫ

Чтобы выбрать знак Зодиака, кликайте по соответствующей картинке

Овен
Телец
Близнецы
Рак
Лев
Дева
Весы
Скорпион
Стрелец
Козерог
Водолей
Рыбы