Астрология литературного творчества. Стрелец

23 ноября - 21 декабря
Стихия: огонь

Федор Тютчев, Валерий Брюсов, Афанасий Фет, Александр Солженицын, Александр Блок, Николай Огарев, Николай Некрасов, Владимир Даль, Николай Карамзин, Константин Симонов, Алексей Плещеев, Яков Полонский, Владимир Гиляровский, Василий Гроссман, Владимир Максимов, Николай Носов

Джонатан Свифт, Генрих Гейне, Гораций, Лопа де Вега, Уильям Блейк, Джон Мильтон, Жан Расин, Гюстав Флобер, Джейн Остин, Томас Карлейл, Самуэль Батлер, Райнер Рильке, Джозеф Конрад, Эмили Дикинсон, Генрих Белль, Клод Леви-Штраус, Джон Осборн, Марк Твен, Юджин Ионеску, Артур Кларк, Педро Салинос.




В Стрельце завершается адаптация личности к требованиям общества. Здесь социальные связи осознаются и ритуализируются. Вырабатывается этика взаимоотношений. Отсюда - то внимание, которое Стрелец придает нравственности, то есть правильному  общественному поведению. 

В этом отношении весьма показателен “Гулливер” Джонатана Свифта
Одно из путешествий Гулливера приводит его в страну, где он наблюдает странную инверсию: лошади доминируют над людьми. При этом лошади обладают всеми самыми изысканными качествами людей. 
Гулливер приходит к заключению, что лошади могли бы научить многих европейцев благородству, честности, правдивости, справедливости, верности, щедрости. Лошади особенно ценят правду. В их языке даже нет слов, связанных с обманом.

Для Стрельцов всегда важнее сущностная справедливость, чем формальный ее аспект.
Далее мы видим противопоставление Дж. Свифтом истины и закона:
“Следует также принять во внимание, что это судейское сословие имеет свой собственный язык, недоступный пониманию обыкновенных смертных, на котором пишутся все их законы. Эти законы умножаются с таким усердием, что ими совершенно затемнена подлинная сущность истины и лжи, справедливости и несправедливости...”

Стрелец заведует всем тем, что мы именуем общечеловеческими ценностями. 
Здесь люди знакомятся с различными формами поиска истины и результатами этих поисков в самых разных сообществах. Источник astrojurnal.ru
Когда говорят, что Стрелец - один из главных “литературных” знаков, имеют в виду непосредственное отношение литературы к пропаганде общечеловеческих ценностей и поиску правды/справедливости. С помощью литературы происходит приобщение человека к достижениям культуры.

Есть, конечно, и другие способы  приобщиться к культуре. Это - наука (гуманитарная прежде всего), религия, всевозможные философские и этические системы, это образование и  общение с учителем(гуру), путешествия. 

Стрелец символизирует неодолимую иррациональную веру в  существование некоей сущности превосходящей во всем человека и обладающей самодовлеющей значимостью. Это может быть божество, а может быть политическая идея или еще что-либо. 
Убеждения Стрельца предшествуют всякому рассудочному действию и поэтому неустранимы рациональным образом. Практически невозможно доводами разума поколебать уверенность Стрельца в истинности его воззрений.

Важная особенность Стрельца состоит в том, что ему недостаточно просто верить; он должен делится своими убеждениями с другими, убеждать всех в правильности своей точки зрения; распространять идеи в значимости которых не сомневается. Порой миссионерская деятельность Стрельцов граничит с фанатизмом. 
Стрелец  очень серьезен в вопросах веры. Его часто занимают религиозные ритуалы.

Федор Тютчев
“Я лютеран люблю богослужение,
Обряд их строгий, важный и простой -
Сих голых стен сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.
Не видете ль собравшися в дорогу,
В последний раз вам вера предстоит:
Еще она не перешла порогу,
Но дом ее уж пуст и гол стоит, - 
Еще она не перешла порогу,
Еще за ней не затворилась дверь...
Но час настал, пробил...
Молитесь богу, 
В последний раз вы молитесь теперь.”

Очень часто писателей - Стрельцов критики обвиняют в излишней склонности к проповедям. Нередко в их произведениях чувствуется морализаторство, доктринерство, менторский тон.
Характеры и сюжет выстраивается таким образом, что читателя подводят к прозрачному умозаключению, некоей морали или идее (вспомним хотя бы Некрасова и Солженицына). 
Конечно, это отнюдь не обязательно вредит художественной стороне произведений. За этим может чувствоваться горячая устремленность к высшему, к правде, к добру, без которой и нет настоящей литературы. 
  
Одна из главных тем Стрельца - противопоставление  “идеальное - реальное”.  
В разнообразных вариациях этой темы встречается и описание контраста между романтическими мечтаниями и суровыми проблем обыденной жизни, и сетованиями на то, как далеко общество ушло от  высших принципов существования.




В фокусе внимания Стрельцов всегда нечто Целое, Общее, Всеохватное. Они предпочтут религиозное секулярному, вечное временному, абстрактное конкретному, принцип факту. Источник astrojurnal.ru
Целостное восприятие мира, как огромного цветущего сада с яркими цветами и таинственным полумраком гораздо ближе Стрельца, чем аналитический подход, разбирающий все на мелкие составляющие и уничтожающий всю прелесть непосредственного мировосприятия.

Тютчев
“Нет веры к вымыслам чудесным,
Рассудок все опустошил
И, покорив законам тесным
И воздух и моря и сушу,
Как пленников их обнажил;
Ту жизнь до дна он иссушил,
Что в дерево вливала душу,
Давала тело бестелесным!..
Где вы, о древние народы!
Ваш мир  был храмом всех богов,
Вы книгу Матери- природы
Читали ясно, без очков!..

О раб ученой суеты
И скованный своей наукой!
Напрасно критик гонишь ты
Их златокрылые мечты;
Поверь - сам опыт в том порукой, -
Чертог волшебный  добрых фей
И в сновиденье - веселей,
Чем наяву - томиться скукой
В убогой хижине твоей!..”

Еще откровенней и острей та же мысль выражена у Гериха Гейне:
“Фрагментарность вселенной мне что-то не нравится,
Придется к ученому немцу отправится. 
Кортокий расчет у него с бытием:
К разумному все приведя сочетанию,
Он старым шлафроком  и прочим тряпьем
Прорехи заштопает у мирозданья”

Прирученное, послушное, изведанное, низведенное до повседневного употребления - синица в руках - Стрельца не привлекает. Ему подавай нечто невообразимо могучее, неохватное. Его восхищает все, что грандиозно в своих стихийных проявлениях, даже если эти проявления  угрожают человеческому существованию.

Рильке
“Как мелки с жизнью наши споры,
Как крупно то, что против нас!
Когда  б мы поддались напору
Стихии, ищущей простора,
Мы выросли бы во сто раз.

Все, что мы побеждаем, - малость,
Нас унижает наш успех.
Необычайность, небывалость
Зовет борцов совсем не тех.
(Созерцанье)

Мысленным взглядом Стрелец охватывает огромные пространства; весь мир в поле его зрения

Рильке
“И если я от книги подыму 
Глаза и за окно уставлюсь взглядом,
Как будет близко все, как станет рядом,
Сродни и впору сердцу моему!
Но надо глубже вжиться в полут ьму,
И глаз приноровить к ночным громадам,
И я увижу, что земле мала
Околица, она переросла
Себя и стала больше небосвода,
А крайняя звезда в конце села ,
Как свет в последнем домике прихода.”
(За книгой)

Стрелец никогда не расстается с мыслью о дальнем путешествии. Он всегда предпочтет дорогу домашнему уюту, скитания по миру оседлому, однообразному существованию

Федор Тютчев
“Угоден Зевсу бедный странник, 
Над ним святой его покров!..
Домашних очагов изгнанник
Он гостем стал благих богов!..

Через веси, грады и поля
Светлее стелется дорога, - 
Ему отверста вся земля,
Он видит все и славит бога.”

Александр Блок
“Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран-
И мир опять предстанет странным, 
Закутанным в цветной туман!”

“И опять влечет неудержимо
Вдаль от тихих мест
Путь шоссейный пробегая мимо,
Мимо инока, прудов и звезд...”

“Но вдали я вижу - море, море,
Исполинский очерк новых стран...”




Валерий Брюсов
“Да, я - моряк! Искатель островов,
Скиталец дерзкий в неоглядном море.      
Я жажду новых стран, иных цветов,
Наречий странных, чуждых плоскогорий.”
(“Дон-Жуан”)

Джонатан Свифт
“Я оставался с женой и детьми не больше двух месяцев, потому что ненасытное желание видеть чужие страны не давало мне покоя и я не мог усидеть дома.”

Стрельца привлекает знакомство с другими культурами

Свифт
“... на берегу же наблюдал нравы и обычаи туземцев и изучал их язык, что благодаря хорошей памяти  давалось мне очень легко.”

“Здесь же находились священники и юристы, которым было приказано вступить со мною в разговор; я в свою очередь заговаривал с ними на разных языках, с которыми был немного знаком: по-немецки, по-голландски, по-латыни, по-французски, по-испански, по-итальянски...”

Очень важная для Стрельцов тема описывается антитезой знание - незнание. 

В “Путешествиях Незнайки” Николая Носова нить повествования держится на постоянном расширении кругозора главным героем. Один из основных конфликтов  книги представлен в противостоянии Знайки и Незнайки.

В природе Стрельца (Юпитера) заложена борьба человеческого и животного начал, здесь и стремление к духовному росту, высшему знанию, истине, и земное начало, тяготеющее к радостям обычной жизни, богатству, почету материальному изобилию, наслаждению любовью. Источник astrojurnal.ru
Стрельцу часто приходится выбирать - идти на поводу у своего природного начала, своих инстинктов или следовать путем, отвечающим высшим духовным критериям. 
Это отражено и в символическом изображении знака - Кентавре - наполовину человеке наполовину животном. 

Афанасий Фет один из самых ярких представителей своего знака.
Фет совмещал в себе различные, казалось бы, взаимоисключающие друг друга черты: крепкого рачительного хозяина-землевладельца и поэта-романтика. Примечательна и та легкость с которой Фет был способен переключаться с одного "регистра" своей натуры на другой.
 
С одной стороны:
“Кляните нас: нам дорога свобода,
И буйствует не разум в нас, а кровь,
В нас вопиет всесильная природа
И прославлять мы будем век любовь”

С другой:
“Окрылены неведомым стремленьем,
Над всем земным
В каком огне, с каким самозабвеньем
Мы полетим!”

П.И.Чайковский (по мнению Фета, лучше всех постигший его поэтическую суть), говорил: "Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже тех тем, которые легко поддаются выражению словом".
“Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу...”

Лирико-романтическое настроение, идеальная отвлеченность стихов Фета заставили говорить о нем, как о мэтре чистой поэзии. Но это отнюдь не мешало Фету заботиться об урожаях, о повышении эффективности сельского хозяйства. 

Цитата из серии его очерков под общим заголовком "Заметки о вольнонаемном труде" дает вполне законченное представление о двух сторонах стрельцовского естества:

"С вопросом о свободе сам собою возникает вопрос об образовании. Общество может руководствоваться или законом произвола, или законом разумной необходимости. Но накопление знаний, обусловливающих образование, требует напряженной специальной деятельности, большей частью несовместимой с чисто материальными заботами, поглощающими всю жизнь большинства.
Как же тут быть? 
Есть только один выход: не столько научное образование, доступное немногим, сколько воспитание, доступное всем.
Воспитание есть та нравственная почва, в которой кроется корень истинного образования. Без этой почвы самый образованный человек нередко является каким-то ученым дикарем. К чему лукавить? Образование нередко враждебно воспитанию. Одинаково ли с воспитанием смотрит образование, например, на рыцарскую месть за личное оскорбление. А представьте себе целый народ, в котором бы совершенно замерло это чувство чести.
Наступило время, настоятельно требующее общего народного воспитания. Здесь не место подробно рассматривать сущность воспитания, заключающегося в уважении к законности, личности и собственности.
Рядом с сознательным образованием воспитание при своем начале есть привычка, переходящая со временем в природу. Ребенку до тех пор говорят: не толкайся, не зевай в обществе, не становись к другим спиною, - пока это не станет у него второю природою.
Но положительные, нелицеприятные законы, внушающие к себе уважение и доверие - только один из многих путей к народному воспитанию. Рядом с ними должны прокладываться и другие для внесения в народные массы здравых понятий взамен дикого полуязыческого суеверия, тупой рутины и порочных тенденций.
Тяжел и высок нравственный подвиг духовных воспитателей народа. Этим воспитателям предстоит проникнуться сознанием предстоящего подвига и объяснить простым людям понятным для них языком законы чистой нравственности, оставя на время схоластические тонкости в стороне."




В этом небольшом отрывке можно видеть многие стрельцовские темы. Прежде всего это - обеспокоенность народным воспитанием, внесением в народные массы здравого смысла, стремление объяснить простым людям законы чистой нравственности. 
Очень показательно противопоставление воспитания и образования. Образование, понимаемое Фетом как чисто интеллектуальная деятельность, связано также с Близнецами, в то время как воспитание лежит в нравственной области и, значит, безраздельно управляется Стрельцом.
Не случайно возникает в тексте и "рыцарская месть за личное оскорбление". Излишне говорить о том, что месть благородного Стрельца должна быть рыцарской.

Вообще проблема гипертрофированного, уязвимого и уязвляемого чувства собственного достоинства часто волнует Стрельцов. 
Здесь мы имеем дело с огромной значимостью чести, самоуважения, престижа и об излишне болезненном реагировании на любую, даже мнимую, угрозу достоинству и самолюбию. Источник astrojurnal.ru
Стрельцу порой кажется, что его не за того принимают, что его манера держаться не соответствует его настоящей сути, не вполне достойна. Малейшие намеки на неуважение друг к другу переживаются очень тяжело. 
Недаром в приведенном отрывке в качестве признаков невоспитанности названы как раз те элементы поведения, которые можно истолковать как непосредственное оскорбление личного достоинства: зевание в обществе, поворачивание спиной и толкание. 
Конечно, не эти плохие манеры мешали Фету в отношениях с крестьянами. Это то, что оскорбляло его в общении с равными себе. Тут невольно Фет посетовал на недостаток этикета во взаимоотношениях людей своего круга.

И все же говорить правду не взирая на лица и обстоятельства - одна из прерогатив Стрельца

Тютчев
“Счастлив, кто голосом твердым, смелым,
Забыв их сан, забыв их трон,
Вещать тиранам закоснелым
Святые истины рожден”

Блок
“Было время надежды и веры большой -
Был я прост и доверчив ,как ты.
Шел я к людям с открытой и детской душой,
Не пугаясь людской клеветы...”

Экспансия в мировом масштабе, покорение обширных пространств, всеобщее признание своего доминирования - заветная стрельцовская мечта

Тютчев
“Дни настают борьбы и торжества,
Достигнет Русь завещанных границ,
И будет старая Москва
Новейшею из трех столиц!”

“В доспехи веры грудь одень,
И с богом, исполин державный!..”

Стрельцов вообще трудно заподозрить в излишней скромности

Гейне
“Приснилось мне, что я господь,
Венец всего творенья,
И в небе ангелы поют 
Мои стихотворенья”

Благодушное настроение Стрельца не должно вводить в заблуждение. Он может  обрушить на противника испепеляющий гнев также, как это делал мифологический громовержец Зевс - Юпитер - небесный покровитель Стрельца.

Генрих Гейне
“Сверкать я молнией умею,
Так вы решили: я не гром.
Как вы ошиблись! Я владею
И громовержца языком.

И только нужный день настанет, -
Я должен вас предостеречь, -
раскатом грома голос грянет,
Ударом грозным станет речь.”
 
Автор Андрей Битов
"Эзотерический Учебник Литературы (Астрология литературного творчества)", фрагменты

ГОРОСКОПЫ

Чтобы выбрать знак Зодиака, кликайте по соответствующей картинке

Овен
Телец
Близнецы
Рак
Лев
Дева
Весы
Скорпион
Стрелец
Козерог
Водолей
Рыбы