Астрология литературного творчества. Овен

ОВЕН         
20 марта - 20 апреля
Стихия: огонь

Александр Островский, Николай Гумилев, Максим Горький, Денис Фонвизин,  Корней Чуковский, Вениамин Каверин, Николай Гоголь, Константин Аксаков, Демьян Бедный, Юрий Нагибин, Дмитрий Григорович, Иван Киреевский, Лидия Сейфуллина, Борис Стругацкий, Мариэтта Шагинян, Бэлла Ахмадулина.

Эмиль Золя, Шарль Бодлер, Майн Рид, Анатоль Франс, Теннеси Уильямс, Самуэль Бекетт, Генри Джеймс, Ганс Христиан Андерсен, Поль Верлен, Франсуа Вийон, Артур Хейли, Торнтон Уальдер, Роже Мартен Дюгар, Вашингтон Ирвинг, Октавио Пас, Роберт Фрост, Тициан Табидзе, Жан Жионо

Овен - знак рождения и, в определенном смысле, одиночества. Овен остро ощущает полную свою отдельность, видит свою индивидуальность окруженной безбрежным морем  “не-Я”. Ему трудно найти  какие-либо  другие координаты, кроме тех, где главная точка отсчета - он сам.  
 
Он один   посреди  пустынного безмолвия и не в состоянии опереться на что-то внешнее. Это не другой мир со своими стремлениями, интересами и т.д., а именно пустота, бесконечное пространство, может быть даже мертвое. Оно не враждебно, потому что косно и не имеет ни сил, ни цели. Цели и силы - только у самого Овна. Стремления, интересы есть только у Овна. 
На  черном или скорее бесцветном фоне “не-Я” блещет только один Овен, только его сознание яркой точкой светится в окружающей темноте.  Источник astrojurnal.ru
Овен не только самосознающий, но и активно действующий элемент. Он  испытывает постоянную потребность утверждать собственную самость - самоутверждаться.  

Существовать для Овна - значит проявлять внешнюю активность. Только делание подтверждает реальность существования Овна.

А. Герцен сумел в очень сжатом виде довольно точно выразить кредо Овна:  
”Жизнь - мое естественное право; я распоряжаюсь хозяином в ней, вдвигаю свое “я” во все окружающее, борюсь с ним, раскрываю свою душу всему, всасываю ею весь мир, переплавляю его, как в горниле...”

Овен имеет непосредственное отношение к первичной воле - это воля к существованию. Огненная энергия  воплощает себя в пространстве и времени с тем чтобы узнать свои возможности. 
Внутренний голос подсказывает Овну - все препятствия должны быть преодолены, ничто не сможет помешать движению вперед:

“Человек! Точно солнце рождается в груди моей и в ярком свете его медленно шествует вперед! и выше! трагически прекрасный Человек!
Я вижу его гордое чело и смелые глаза, а в них - лучи бесстрашной мысли, той величавой силы, которые в моменты утомления - творит богов, в эпохи бодрости - их низвергает.
Затерянный среди пустынь Вселенной, один на маленьком куске земли... он мужественно движется - вперед! и выше! - по пути к победам, над всеми тайнами земли и неба...идет свободный гордый Человек далеко впереди людей и выше жизни, один - среди загадок бытия, один - среди толпы своих ошибок...
Идет! В груди его ревут инстинкты; противно ноет голос самолюбия... тучи разных мелочей житейских подобны грязи на его дороге...”
(Максим Горький  “Человек”)

Сравните с  высказыванием Белинского о Герцене: 
“Герой всех романов и повестей Искандера... всегда был и будет один и тот же: это - человек, понятие общее, родовое, во всей обширности этого слова, во всей святости его значения”.

Н. Гоголь не принадлежит к самым ярким представителям своего знака. И все же на страницах “Мертвых душ” мы встречаем меткое описание некоторых сторон овенской натуры - действительно очень часто Овны “...называются разбитными малыми, слывут еще в детстве за хороших товарищей, и при всем том бывают часто покалачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе ты. Дружбу заведут, кажется, навек; но всегда так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный. Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять. Дома он больше дня никак не мог усидеть. 

Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была  ярмарка со всякими съездами и балами; он уж в одно мгновение ока был там, спорил и заводил сумятицу...
...Потом Ноздрев повел их глядеть волчонка, бывшего на привязи. “Вот волчонок!” сказал он: “ я его нарочно кормлю сырым мясом. Мне хочется, чтобы он был совершенным зверем!”
...Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья...
“Ну да ведь я знаю тебя: ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе! Ежели бы я был твоим начальником, я бы тебя повесил на первом дереве.”... “Ей-богу, повесил бы” повторил Ноздрев: “ я тебе говорю это откровенно, не с тем, чтобы тебя обидеть, а просто по-дружески говорю.”
“Бейте его!” кричал Ноздрев, порываясь вперед весь в жару, как будто подступал под неприступную крепость...”

Александр Островский
“Купец Островского груб, простодушен, дик, наивен, самоволен, отходчив, нагл, робок, безобразен...”

( из критики)

По замечанию Достоевского творчество Островского есть поэзия прямоты. 
“Герой  его полюбит прямо, закорючек нет, прямо выскажет, сохраняя все высокое целомудрие сердца! ОН угадает кого любить и не любить сердцем сейчас, без всяких натянутостей и проволочек, а в ком не признает правды, от того отшатнется разом всей массой и уж не развернуть его никакими хитростями...”

“В простоте и безусловности моральных аксиом, которые так любит Островский, есть и своя сила. Кто усомнится, что так называемые “простые люди” и “простые чувства”  столь же законный предмет для поэзии, что и люди с чувствами сложными?” 

...Вот эти-то простые движения и порывы (вспомним: “на всякого мудреца довольно простоты”) глубоко и полно охватывает драматическая муза Островского.“

Прозвище “самодур”, ставшее ключом к обозначению целого явления, впервые появилось  в комедии “В чужом пиру похмелье”:
“- Что такое: крутой сердцем?
- Самодур.
- Самодур! Это черт знает что такое! Это слово неупотребительное... Это варварский язык.
- Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...”

Весьма красноречивы  одни только названия произведений Островского: “Волки и овцы” ,“Гроза”, “На бойком месте”, “Свои собаки грызутся, чужая - не приставай!”, “Горячее сердце”.

Тип Овна  - частое действующее лицо и в произведениях Горького:

“Сильный, красивый и неглупый, он был одним из тех людей, которым сопутствует удача - не потому что они талантливы и трудолюбивы, а скорее потому, что, обладая огромным запасом энергии, они по пути к своим целям не умеют - даже не могут - задумываться над выбором средств, и не знают иного закона, кроме своего желания. Сорок лет отроду Игнат Гордеев сам был собственником трех пароходов и десятка барж. На Волге... дали ему прозвище “шалый”, ибо жизнь его не текла ровно, а то и дело, мятежно вскипая, бросалась вон из колеи в стороны от наживы, главной цели его существования...
Отдавая много силы погоне за рублем, он не был жаден и даже, иногда, обнаруживал искреннее равнодушие к своему имуществу.”
(Фома Гордеев)

“Недавно в публичном доме одного из поволжских городов служил человек лет сорока, по имени Васька, по прозвищу “Красный”. Прозвище было дано ему за его ярко рыжие волосы и толстое лицо цвета сырого мяса.
Толстогубый, с большими ушами, которые торчали на его черепе как ручки на рукомойнике, он поражал жестоким выражением своих маленьких бесцветных глаз... Взгляд его имел такое выражение как будто этот человек всегда был смертельно голоден. 
...У него в кармане всегда лежала плетка о трех концах на короткой дубовой рукоятке, отполированной частым употреблением”.
(Васька Красный)

В эпопее “Жизнь Клима Самгина”  хорошо передана нереальность внешнего мира с точки зрения главного героя, его удивление, когда  внешняя воля  оказывается всамделишной. Здесь же представлена очень важная  Овенская проблема - проблема действия: главный герой  не может приложить свою энергию, так как не уверен в действительном существовании точки приложения сил.  
Показательна и его  фамилия “Самгин” от “сам” - самостоятельность - важная характеристика Овна.

Энергетикой Овна насыщены стихи  Гумилева:
“Волки жаждали этого часа,
Он назначен им был искони
Лебединого сладкого мяса
Так давно не терзали они”

“Зубы белые ранят больнее
Крепкой стали рогатин и пик”

“Дождь над замком пролился кровавый,
Плавал в воздухе столб огневой,
Перед дверью орел величавый
Пал, растерзанный черной совой”

“И кометы, что мчались, как волки свирепы и грубы,
И сшибались друг с другом, оскалив железные зубы”

“Как будто орел парящий,
Овен, человек и лев
Вопили, пели, взывали,
Говорили зараз во тьме”

“О да, мы из расы
Завоевателей древних,
Которым вечно скитаться,
Срываться с высоких башен,
Тонуть в седых океанах
И буйной кровью своею
Поить ненасытных пьяниц -
Железо, сталь и свинец.”

В восприятии Овна  жизнь всегда новая. Все происходит как бы в первый раз; все - сейчас, нет воспоминаний, нет прошлого:
“Что опыт? Вздор! Нет опыта любви.
Любовь и есть отсутствие былого”
(Бэлла Ахмадулина)

Овны не дружат с хронологией. Все, что не сейчас не стоит того, чтобы разбираться с ним в подробностях. Реальность прошлого ставится под вопрос. Источник astrojurnal.ru
В “Климе Самгине”  Горького рефреном  звучит: “А был ли мальчик-то? Может мальчика и не было?”

Все что было в прошлом  представляется Овну единой недифференцированной субстанцией.

Юрий Нагибин
“Едва осознав свое бытие, я стал ощущать эпоху, оставшуюся за чертой, как единый временной пласт. У меня было такое же отношение к времени, как у древних греков. Для современников Перикла историческая война с персами и разрушение легендарной Трои не имели временного разрыва, и то  и другое происходило раньше , не теперь. А когда - греческое сознание это не занимало, было за пределами постижения.”

Ганс Андерсен
“Замечательно, что во многих сказках Андерсена гибнут те, кто отказывается от борьбы, побеждают смельчаки, отстаивающие свое право, верящие в обновление всего в природе и обществе, чувствующие свою весну”
(из критики)

“Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. Шел он домой с войны...
-Зачем тебе это огниво?- спросил солдат ведьму. Источник astrojurnal.ru
-Не твое дело! - ответила ведьма - Получил деньги и хватит с тебя! Ну, отдавай мне огниво!
-Как бы не так! - сказал солдат - Сию минуту говори, на что оно тебе нужно, а не то вытащу саблю и голову тебе отрублю.
-Не скажу!- уперлась ведьма.
Ну, солдат взял да и отрубил ей голову.”
(“Огниво”)

Эмиль Золя
“Рене непрестанно подстрекало, толкало вперед ненасытное желание все изведать все испытать.
Любовь вспыхивала в ее голове как ракета... С месяц она безумствовала... а в одно прекрасное утро, в самый разгар страсти, ее вдруг охватывала гнетущая тишина смолкнувшего чувства, ощущение огромной пустоты”

Юрий Нагибин
“Вначале я, как Маугли, не знал, кто я, уверенный, что ничем не отличаюсь от остальной волчьей стаи”
(Тьма в конце туннеля)

Самуэль Бекетт
“ Я есть то, что я делаю” - сказала Шейла
“Нет”, сказал Мерфи. 
“Ты делаешь то, чем ты являешься; твои действия лишь часть твоего существа...”

Генри  Джеймс
“Живи на полную катушку. Не так уж важно, что именно ты делаешь. У тебя есть твоя жизнь и было бы ошибкой не воспользоваться этим вполне”.

Автор Андрей Битов
"Эзотерический Учебник Литературы (Астрология литературного творчества)", фрагменты

ГОРОСКОПЫ

Чтобы выбрать знак Зодиака, кликайте по соответствующей картинке

Овен
Телец
Близнецы
Рак
Лев
Дева
Весы
Скорпион
Стрелец
Козерог
Водолей
Рыбы